Экскурс в историю живописи: микрокосмос наших талантов

Желание творить и созидать заложено в человеке с момента рождения. Уже с ранних лет жизни мы тянем руки к средствам проявления своих внутренних потенциалов. Обратите внимание: рисунок – это первое, что как правило, создает маленький ребенок. Цветные карандаши и фломастеры, краски и пластилин, подаренные нашими родителями для развития моторики рук, на самом деле — элемент длинной цепочки внутреннего микрокосмоса человечества в целом, заложенного на генетическом уровне. Живопись, как метод проявления  «Я», в этом сложном процессе главенствует, ибо возникла ранее любых других видов искусств и совершенствовалась тысячелетиями, из поколения в поколение.

В древние времена, когда люди  охотились на мамонтов, с небес за ними наблюдал хитрый Месяц. Он каждый день был разным: то наливался, как созревший плод помело, то превращался в банан. Другие выразительные словосочетания сюда не подходят, так как времена тогда были голодные. Поэтому нашим пра-пра-прадедам во всем виделось что-то вкусненькое.

Лучше всего охотилось ночью. Как только Солнце исчезало за горизонтом, животные выбирались  из своих норок в прохладные сумерки и расползались в дикие джунгли. Чтобы найти и поймать их, людям нужна была сила Месяца.  Ведь только он помогал не перепутать в темноте брата с обезьяной.

Логично, что когда Месяц уменьшался, все дрожали от страха, так как боялись потерять его свет навсегда. Именно тогда возникли первые творческие люди. Они пели Месяцу песни, рисовали на скалах, исполняли ритуальные танцы у огня. Все мы отлично видели свидетельства того этапа развития внутреннего мира человека – удивительные петроглифы на стенах пещер с  самыми разнообразными сюжетами из жизни кочевых племен и светил над их головами. 

Пока большая часть племени тяжело работала, добывая что-нибудь съедобное, творцы и живописцы в частности, имели уйму свободного времени. Первые творческие личности, пользуясь такой возможностью, размножались как кролики.  Это объясняет тот факт, что у каждого современного человека есть хотя бы один какой-то талант.

В античную эпоху, когда кочевые племена сбились в оседлые селения, а возле несуразных домиков колосился первый урожай, люди начали обращать внимание на Солнце. Раньше можно было обмануть зиму и убежать от нее на юг. Но теперь без тепла и ласковых лучей возник риск неурожая. Культ Солнца можно найти в истории каждого народа. Живописцы  в это время делали свое дело и совершенствовали навыки. Чтобы доброе Солнышко не обходило пастбища и наливало своей жизненной силой фрукты и овощи, вожди племен  обращались к художникам, которые украшали  величественные храмы  в честь светила. Не последнюю роль на этом этапе играли шаманы. Только мудрые шаманы, они же творцы, знали язык неба. Кстати, за голову шамана из вражеского племени давали самое большое вознаграждение. Поэтому в те времена, впервые началась охота на творческих людей.

Одновременно с этим в микрокосмосе внутреннего «Я» зародился страх. Боязнь быть осужденным со стороны есть и сейчас, в каждом из нас, абсолютно в каждом, кто пишет музыку, стихи или картины.

Нельзя не сказать о Звездах, которые всегда вызывали интерес у народов всех континентов. Особое внимание к удивительным блестящим точечкам на небе наблюдается в то время, когда племенам стало тесно на своих землях. Ми знаем, что именно Звезды помогали ориентироваться во время дальних путешествий морями и океанами. И опять-таки, знания в массы передавали фантазеры-ученые, люди творческие, с прекрасным воображением и аналитическим складом ума. Это был один из самых сложных этапов для них. Переломный момент, когда за теорию поклонения светилам убивали, а за новые идеи высмеивали. Поэтому творцы начали создавать свои школы и привлекать единомышленников. Благодаря этому возникли жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.

Художники, философы, алхимики, то есть изобретатели или люди с нестандартными взглядами на жизнь, попадали под прицел церкви. Но одновременно с тем, как подтверждались их теории, к ним обращали свою милость короли. Эпоха Возрождения, которая отразилась в прелестных картинах на мифологические и религиозные темы, в исторических, бытовых сценах и портретах, является пиком внутреннего биоритма всего человечества. Шикарные работы в стилях барокко, рококо и классицизма до сих пор поражают современные умы красотой и элегантностью. Изысканные масштабные произведения искусства подчеркивали могущество правителей, их статус на мировой арене.

 Сильные мира сего всегда были окружены творческими личностями. Вспомните хотя бы основные этапы развития цивилизации от работ древнегреческих философов до современных произведений в кинематографе. Эти изменения в обществе проходили на основе свежих идей. Так появилось и новое течение в живописи – импрессионизм. Это был некий переворот в сознании и восприятии.  Художники пытались максимально точно передать естественную красоту этого мира, в том числе и красоту внутреннего мира человека, что породило серьезные противоречия.

В конце XIX века художники реалисты и модернисты завоевали право на существование и смогли показать грани человеческого микрокосмоса, души. В связи с этим живопись  разветвилась на такие абстрактные направления как авангардизм, абстракционизм и андеграунд. Эти концептуально новые взгляды подчеркивали индивидуальность каждого человека, его личное внутреннее понимание всего окружающего.

Согласитесь, что когда Вы пишете картину, Вы погружаетесь в свой мир. Это развитие в глубину, в недра своего подсознания, в истоки цепочки своего микрокосмоса. Многообразие форм и потрясающая фантазия нашего «Я»,  а так же мысли о движении в будущее, о нашем развитии, творении и созидании привели художников к новым стилям и направлениям: нет-арт и фэнтези. А цифровые технологии позволили воплотить идеи в невероятных картинах нового формата и содержания. Это уже не Месяц, не Солнце и даже не Звезды. Это целые галактики и новые виды жизни, к которым стремится человечество.

При этом живопись маслом, несмотря на такой серьезный прорыв в искусстве, технологиях и восприятии Вселенной, остается излюбленной техникой для большинства художников. 

Постигнуть это искусство и научиться прислушиваться к внутренним творческим позывам может любой. Каждый способен возродить потенциал, накопленный веками в своих генах. И каждый может внести свою лепту в рождение новых стилей и направлений.  Достаточно лишь начать.

Поделиться в соц. сетях

Комментарии:

Добавить комментарий